Информатика - школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, реализации знаний. В процессе изучения курса информатики универсальные учебные действия наиболее эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность, повышение IT-компетентности.
Моя тема по самообразованию «Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики». Работая по данной теме, я стараюсь вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, стимулирующий на реализацию замысла посредством проекта. В современном мире без навыка самообразования, навыков самостоятельной работы, презентации своей работы невозможно представить успешную личность.
Метод проектов – гибкая модель организации учебного процесса в школе. Посредством создания проекта я добиваюсь положительной мотивации к обучению. Это работа в команде – не всегда есть возможность работать индивидуально за компьютером, значить нужно уметь договариваться, учитывать мнение товарища при реализации проекта. При выполнении групповых проектов уже начинается наработка навыка распределения заданий, согласование плана реализации проекта. Это улучшение дизайнерских навыков при оформлении работ – сделать работу красиво, аккуратно и привлекательно (критерии оценки продумываются учениками – это домашний проект), немаловажным также является и умение выступать на публике, желание и возможность защитить свою работу перед одноклассниками, развитие ораторских навыков.
Для подготовки к самостоятельной работы прежде всего необходимо научить правильно организовывать работу, уметь выстраивать этапы реализации проекта. Начинаем с простого – работа по алгоритму. Выполнение практических работ, подготовка базы знаний, умений, навыков которые позволят реализовать свой проект.
В 5 классе были реализованы следующие проекты: дополнительные устройства компьютера – в форме доклада, рисуем компьютер будущего, открытка к новому году – работа в Paint, создание комбинированных документов, иллюстрация загадок, поздравление с Наурызом - работа в WordPad, концерт - применение звукового редактора, итоговый проект включает комплексное применение изученного за год программного обеспечения.
В 6 классе наибольший интерес вызвал проект «Модель квартиры», с огромным удовольствием ученики создавали планировку дома, реализовывали дизайнерские решения, расставляли мебель. Ученикам очень нравится тема моделирование, особенно если реализуется наглядными средствами 3D редактора. Создание презентаций также предполагает возможность реализовать знания. Темы проектов-презентаций разнообразны: «Мой Казахстан», «Моя Родина», «Семейное древо», итоговая презентация должна быть по любой теме любимого предмета и оценивается не только мной, но и учителем этого предмета - это и дизайн, и содержание, и новизна.
В 7 классе проекты по кодированию информации – в форме докладов, или групповая работа – стенгазета. Проект «Операционные системы» реализуется посредством создания презентации. Проект по теме моделирование дает больше возможности с изучением программирования. Затем проекты, создаваемые в графических редакторах.
Упражнение – неоднократное повторение действия с целью формирования умения или навыка. Упражнения помогают развивать память, внимание, формируют качества личности, необходимые каждому школьнику - усидчивость, целеустремленность, наблюдательность.
С целью закрепления изученного материала пользуюсь следующими методами контроля знаний на уроках информатики. В качестве основных методов проверки теоретических знаний использую устный опрос, письменную проверку и тестирование. Для оценивания практических навыков использую практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля использую эссе, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Самостоятельная творческая работа проверяет определенные знания, умения работы в некоторой области, но и развивает творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).
Особый вид контроля – цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, но также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если ученик считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет – 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.
На каждом уроке применяю здоровье сберегающие технологии – физминутки, упражнения по снятию напряжения и утомляемости, разминки для рук, глаз.
В данное время продолжаю работать по данной теме, как актуальной в настоящее время. имеющей реальное подтверждение необходимости. Пополняю свою методическую копилку и дидактический материал.
Учитель истории и общественных дисциплин. Категория - высшая (с 2007 г.). Стаж работы на 01.09.2016 - 24 года, в т.ч. в данном учебном заведении - 14 лет.
Преподаю предметы образовательной области «Человек и общество», такие как: история Казахстана, всемирная история, «Человек. Общество. Право», светскость и основы религиоведения.
В работе стараюсь разумно сочетать традиционные методы обучения с современными педагогическими технологиями для достижения наилучшего результата. Помимо обучения предмету как таковому, важнейшей задачей считаю развитие мышления ученика, что и обусловило выбор методической проблемы - «Развитие интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и общественных дисциплин». В связи с этим, большое внимание уделяю тому, чтобы учащиеся в ходе урока имели возможность анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Стараюсь постоянно связывать изучаемый материал с современностью. Широко использую работу с интерактивной доской, разнообразными тестовыми заданиями.
Неоднократно выступал на педагогических советах с актуальными вопросами, касающимися учебно-воспитательного процесса, давал открытые уроки, принимал участие в семинарах городского и областного уровня.
Имею ряд печатных работ, в том числе в республиканских методических изданиях «История Казахстана: преподавание в школе», «История Казахстана: преподавание в школах и вузах». Являюсь автором «Пособия по всемирной истории для подготовки к ЕНТ», которое используется учителями и учащимися города и области.
Также являюсь автором 4-х программ элективных курсов, утвержденных на кафедрах «Истории и социально-гуманитарных дисциплин» и «Ассамблеи народа Казахстана» СКГУ им. М. Козыбаева в 2014 г.
Постоянный участник жюри предметных олимпиад по истории Казахстана и основам правоведения, городских конкурсов научных проектов. Член Педагогического клуба «Первое сентября» (Россия) (Клубная карта № 103-878-727)
Мои учащиеся стабильно показывают высокие результаты, как участвуя в олимпиадах различного уровня, так и в ходе Единого национального тестирования.
Так, за время работы в гимназии (сентябрь 2002 - сентябрь 2016 гг.) мною подготовлены учащиеся, которые заняли 101 место и получили 17 благодарностей (за последние 5 лет -46 мест и 8 благодарностей) за участие в олимпиадах и конкурсах не ниже городского уровня, в т.ч. 6 мест и 1 благодарность за участие в республиканской олимпиаде по истории Казахстана и основам правоведения.
По итогам ЕНТ по истории Казахстана в 2014 г. успеваемость составила 100%, качество знаний 81%, средний балл 16,67, в 2015 г. - соответственно - 100%, 83% и 16,61, а в 2016 г.-100%, 82% и 17,39.
Призёр республиканской дистанционной олимпиады (КИО) среди учителей: I место в олимпиадах по основам правоведения в 2014 г. и 2015 г., по «Человек. Общество. Право» в 2016 г., II место в олимпиадах по истории Казахстана и по истории, посвященной 70-летию Победы, в 2015 г.
Награждён грамотами городского отдела и областного управления образования, а также Благодарственным письмом акима города (2008 г.), премией акима области (2014 г.), почётной грамотой акима области (2016 г.).
Таким образом, расцениваю качество своей работы как высокое, а дальнейшее её совершенствование вижу в расширении спектра используемых приёмов и методов обучения с целью повышения качества знаний учащихся и развития их мыслительных умений.
«Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. »
М. И. Калинин
Эссе «Я – учитель»
Много лет назад я сделала свой выбор, я четко знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, учителем какого предмета. Мне была интересна работа с малышами. В детстве собирала своих кукол и играла с ними в школу, подражая своей учительнице - Фомченко Ольге Эдуардовне, проводила уроки. Когда в школе задали сочинение на тему «Кем я буду, когда вырасту?», я написала, что стану учителем. Вот я и стала учителем. Мне нравится быть учителем. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить. У каждого ученика в сердце должна сохраниться светлая и добрая память о человеке, который отдал ему частичку своей души, имя этому человеку – Учитель. Учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной ответственностью, которую несут на своих плечах они! Профессия учителя – одна из самых важных на свете. Ведь такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – индивидуальная личность, которая никогда не повторится! Стараюсь научить детей всему тому, что знаю и умею сама. Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. А я не просто учитель.
Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Я люблю свою профессию, горжусь ею. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий политики, музыки, моды и т.д.. Бывали моменты, когда педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной, как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя, открывать что-то новое. А бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё кончилось, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им. Каждый день, из года в год я - учитель, вхожу в класс. Все классы не похожи друг на друга, все единственные и неповторимые. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются настроения, увлечения, интересы. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем–то новым. А это требует много сил, много знаний, которые надо пополнять постоянно, наблюдательности, реакции, чего-то необычного и уникального. Все это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая. Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его по-настоящему, со всей душой.
«МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МИР»
Учитель… Такое знакомое, родное, до боли близкое слово для каждого человека, а для меня особенно значимое, поскольку моя мама всю свою жизнь отдала этой удивительной профессии, прививая детям любовь к литературе и русскому языку. Профессия учителя в 21 веке – это особая миссия, особый склад души и ума,ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Особый след в душе каждого оставляет первый учитель. Потому профессия учителя начальных классов особенна. До сих пор с теплотой и нежностью я вспоминаю свою первую учительницу. Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, была прекрасным примером и делилась со мной своими лучшими знаниями и умениями. И хотя я знала, насколько нелегок учительский труд, при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.
Закончив, педагогическое училище в 1990 году, я с радостью пришла работать в школу. Сбылась моя мечта - я учитель начальных классов! Хотелось поскорее почувствовать себя в новой роли. Училась я всегда легко, однако, учить оказалось намного сложнее. Я быстро поняла, что мало иметь багаж знаний и разбираться в методике. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Ведь ребенок, пришедший в класс, - это индивидуальность с сердцем, умом, душой. Как найти необходимые слова? Как вовремя открыть объятия? Как разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Как не обидеть? Ответы на эти вопросы найдутся только здесь в школе, в классе в ежедневной кропотливой работе. В процессе этой деятельности, видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что моя профессия самая лучшая для меня и любимая! В 2008 году получила высшее образование по данной специальности и вот уже 26 лет работаю в любимой гимназии.
Мои ученики малы. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Дети подмечают все: мое настроение, внешний вид. Поэтому всегда нужно быть собранной, ухоженной, внимательной к себе. Прежде чем учить и воспитывать, надо расположить к себе, стать другом. В тоже время я должна быть строгой и требовательной. А как трудно научить детей читать, писать, считать! Еще труднее учить любить, дружить, уважать. Работа учителя – это не только урок в 45 минут. Каждое слово, каждый жест, каждое движение – это пример для ученических открытых сердец.
К.Д. Ушинский говорил, что «только личность может воспитать личность».
С этим трудно не согласиться. Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса. Именно от учителя зависит, станет ли школа для детей домом, в котором будет уютно, весело, тепло, красиво. Полюбит ребенок школу или нет. А значит, сначала надо в себе найти всё то, что мы хотим видеть в наших детях. Надо самому научиться любить и уважать, ценить и сострадать.
Современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Казахстанская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя. Уча, учитель учится и сам. Как трудно давались первые уроки! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему новому уроку! Только любовь к своей профессии помогла преодолеть первые самые трудные шаги в мире учительского дела. Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом - непременно делиться ими с другими. Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых, опытных учителей, готовых оказать помощь в любой ситуации. Мои коллеги – мои единомышленники. Мне есть с кого брать пример!
Да, в нашей профессии много трудностей. Но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал, получить заряд энергии для движения вперед. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Эти слова я считаю своим девизом. Каждое утро с радостью вхожу в класс, где меня встречают мои ученики. Звенит звонок - и ко мне обращаются взоры моих учеников со светлыми, ясными, чистыми глазами, любопытными, верящими, добрыми. Они много от меня ожидают. Я чувствую ответственность перед ними. Много трудностей нам предстоит преодолеть вместе за ближайшие три с половиной года. Но все по плечу, когда есть взаимопонимание, доверие и стремление к победе.
Я получаю удовольствие от работы! Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком. Осознаю, что недаром тратятся силы, что я не лишний, а нужный человек!
Учитель – профессия - птица,
Вряд ли труднее сыскать,
С какою другою сравнится,
Ребячьи сердца зажигать!
Прислушиваясь к мудрости великого Плутарха, понимаешь, что ребенок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть.
Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за – мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.
Прочитав однажды, в самом начале своей педагогической карьеры эти слова, я навсегда выбрала их лейтмотивом обучения иностранным языкам.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Современный мир педагогических технологий позволяет адаптировать под свой учебный процесс любую педагогическую новинку. Для того, чтобы новинка превратилась в изюминку на уроке, педагогу приходится иногда даже опережать события.
Обучение с помощью современных интерактивных технологий требует от учителя постоянного самообразования, повышения квалификации.Индивидуальная тема«Обучение иностранному языку посредством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся через использование новых педагогических технологий» достаточно многогранна. Учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.
Наше учебное заведение готовит конкурентно-способного поли-лингвального выпускникa, который в полной мере пользуется приобретенными в школе языковыми компетенциями и достаточно компетентен, чтобы уметь вести диалог с носителями немецкого языка за пределами общеобразовательного учреждения.
Считаю, что мне очень повезло в этом отношении. Результаты, которых достигают мои учащиеся, составляют мою гордость, и в то же время сама выражаю огромную благодарность за их титанический труд в овладении немецким языком. Они являются неоднократными победителями международного проекта «Гостевой ученик в Германии.» В период с 2011 по 2016 годы участниками стали 20 человек. 82 моих ученика обладают сертификатами международного образца «Немецкий языковой Диплом» в рамках Общеевропейского стандарта от уровня А1/A2 до B2/C1, что дает право на получение образования в Европе. Мои ученики активно участвуют в международных языковых олимпиадах, как в режиме он-лайн, так и очно.
Это олимпиады Гете-Института, КИО, Инфо-урок, Кенгуру-Лингвист. Стабильно высокие результаты учащихся на IV этапе предметной олимпиады, II – III места, благодарности в 2015 -2016 годах. При наличии только часов факультатива в 11 классе средний балл на ЕНТ в 2016 году составил 25.
Конечно, успехи учеников напрямую связаны с непрерывным процессом совершенствования языковых и речевых компетенций их учителя. В июле 2013 года я принимала участие в работе XVмеждународного съезда учителей немецкого языка г. Боцен Италия.
В 2013 году получила стипендию Министерства Языка и Культуры Австрии для участия в семинаре «Вена - актуальный портрет города» . В 2014 году стала победителем международной стажировки в Германию г.Фрайбург «Европа регионов: Германия - Франция - Швейцария »
На протяжении нескольких лет являюсь экспертом и разработчиком тестовых заданий для базы данных РЦНТ г. Астана.
Суть моего педагогического кредо составляют две заповеди: любовь к ученикам и вера в их возможности, самосовершенствование и непрерывный поиск наиболее эффективных методов преподавания, Честно скажу, легким путь не является. Но вершины, к которым мы идем, завораживают и манят, помогая преодолевать трудности вместе.