10 января на базе школы-лицея №59 города Астаны Министерство образования и науки РК организовало общественные слушания по законопроекту «О статусе педагога» с участием вице-министра образования и науки РК Эльмиры СУХАНБЕРДИЕВОЙ, депутатов Мажилиса Парламента РК Ирины СМИРНОВОЙ и Нурлана ДУЛАТБЕКОВА, руководителя управления образования г. Астаны Ануара ЖАНГОЗИНА, педагогической общественности города Астаны и членов Общественного совета МОН РК. На слушаниях были озвучены поправки и нормы, внесенные в законопроект, активно обсуждаемый последние три месяца. Некоторые нормы присутствующие преподаватели встретили аплодисментами, слушания прошли в живой конструктивной форме. Депутат Смирнова и другие выступавшие заявили, что законопроект «О статусе педагога» поистине народный, разработанный с учетом мнений казахстанских учителей. С этим можно поздравить всех педагогов нашей страны!
– В начале февраля законопроект поступит в Мажилис, где депутатами он будет тщательно дорабатываться, далее – в Сенат, подписание закона Президентом мы ждем в июне, – сообщила вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева. – До этого времени 300 тыс. педагогов должны внимательно изучить и прочитать законопроект, продолжать вносить свои конструктивные предложения. Над данным законопроектом трудилась рабочая группа из 60 человек, представителей всех звеньев педагогической общественности. За время обсуждения законопроекта на площадки обсуждения поступило более 40 тыс. предложений, среди них 8 тыс. – самые важные и наболевшие вопросы, наиболее системные, актуальные и необходимые, знакомые каждому педагогу были внесены в данный законопроект. Рабочая группа внимательно изучила мировой опыт, аналогичные законы Кыргызстана, Узбекистана, Китая, Финляндии, других стран. На данный момент законопроект прошел обсуждение на межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Разработчики законопроекта, соблюдая все юридические требования, одновременно ставили цель подготовить его на доступном, понятном и близком языке для тех, кому он предназначен – педагогов. Как мы все знаем, разработать закон «О статусе педагога» Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил в ходе своего Послания народу Казахстана 5 октября 2018 года. Президент подчеркнул, что закон должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.
– Структура проекта закона состоит из 6 глав и 21 статьи. В отдельной статье прописаны условия обеспечения профессиональной деятельности педагога: рациональная организация труда, исключающая выполнение им несвойственных функций, нормированная наполняемость классов в организациях среднего образования, а также другие меры, – сказала заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Сауле Кабимолдаева. – В статье 8 отмечена недопустимость привлечения педагогов к видам работ, не связанных с их профессиональными обязанностями. Запрещено также требовать от педагога предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, а также проводить проверки, не предусмотренные казахстанскими законами.
Впервые включена статья о соблюдении академической честности в профессиональной деятельности. В это понятие входит и уважение к интеллектуальному труду других педагогов, а также отказ от присвоения другой интеллектуальной собственности. В связи с этим МОН РК предложило внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, прописав там штрафы за:
– унижение чести и достоинства педагога – 5 МРП (12 625 тенге);
– привлечение педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями – 10 МРП (25 250 тенге);
– необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности педагога – предупреждение или штраф в размере 3 МРП (7 575 тенге);
– требование от педагога предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством РК – предупреждение или штраф в размере 3 МРП (7 575 тенге);
– возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебного и воспитательного процесса за счет собственных средств – 3 МРП (7575 тенге).
Рассматривать дела об этих административных правонарушениях будет уполномоченный орган в области образования. Налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в области образования и его заместители, руководители территориальных органов уполномоченного органа в области образования и их заместители.
Отдельной статьей прописаны академические свободы и права педагогов в профессиональной деятельности. Педагог в своей профессиональной деятельности имеет следующие академические свободы: на выражение собственного мнения; на выбор и использование педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; на выбор и использование методов для объективной оценки учебных достижений, и самое главное, защищен от вмешательства в профессиональную деятельность. Теперь, согласно законопроекту, родителям и иным законным представителям обучающегося запрещается необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога. Помимо этого, педагогам предоставляется творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа и зарплаты продолжительностью не менее 6 месяцев один раз в 5 лет. Для учителей предусматривается ежегодное пособие на оздоровление и трудовой отпуск в течение 56 календарных дней. Специально для учителей-мужчин введена норма, которая предусматривает отсрочку от службы в рядах военных сил РК. Также учителя смогут повышать свою квалификацию по тем вопросам, которые хотят изучать. И при этом на период повышения квалификации за педагогом сохраняется зарплата, оплачиваются командировочные расходы в соответствии с трудовым законодательством. По словам С.Кабимолдаевой, в современных условиях педагог должен повышать свою квалификацию не один раз в пять лет. Знания за этот срок устаревают, новая информационная среда и новые очень продвинутые дети диктуют изменения в этом вопросе. Поэтому в законопроекте дается возможность педагогу повышать свою квалификацию именно по тем вопросам, которые он хочет изучить, независимо от времени. Он сможет проходить повышение квалификации тогда, когда у него возникнет такая потребность. В настоящее время имеется много видов и возможностей повышать квалификацию, в том числе и в онлайн-режиме, и учителям предоставляется возможность выбирать форму, время и место повышения своей квалификации. Если это будет процесс повышения квалификации с отрывом от работы, то за педагогом сохраняется его заработная плата, оплачиваются при этом его командировочные расходы в соответствии с трудовым и бюджетным законодательством.
Вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева заявила, что в вопросах выбора места повышения квалификации казахстанские учителя будут абсолютно свободны: – Мы сейчас прорабатываем вопрос с финансовыми департаментами о возможности выдавать каждому педагогу свой ваучер на повышение квалификации. Не так, как раньше, когда сверху говорили педагогу: иди в такое-то заведение и там свой уровень повышай, нет, вы сами будете теперь решать, где повышать квалификацию. Педагогу дается ваучер, то есть определенная сумма, хочешь – осваивай ее в таком-то педагогическом вузе, хочешь – в ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» или в «Өрлеу» – это зависит от того, где учитель, как он считает, получит более важные и необходимые для него новые знания. Безусловно, такая система обострит конкурентную борьбу между образовательными учреждениями за педагогов, которые хотят повышать свой уровень именно у них.
В законопроекте предусмотрена доплата педагогу за наставничество за впервые поступившим на работу коллегой. Местные представительные органы вправе устанавливать размер зарплаты педагога не ниже уровня, соответствующего средней зарплате по региону, а также устанавливать различные виды доплаты и надбавок к зарплате, в том числе обладателю звания «Лучший педагог» – вознаграждение в размере не менее 300-кратного МРП. Между тем разработчики также предложили поощрять лучших педагогов государственной наградой «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» (Заслуженный педагог Казахстана).
Повышается размер доплат за проверку тетрадей, повышена доплата за классное руководство, также будет осуществляться доплата за магистерскую степень, ученое звание. Педагогам, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на 25% оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, которые работают в городских условиях. Далее оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг, приобретению топлива за счет бюджетных средств, выделяются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Имеющим скот в личной собственности предоставляются корма, земельные участки для того, чтобы пасти скот. Педагогу, прибывшему для работы и проживания в село, по решению местного акимата предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья. По законопроекту педагог имеет социальные гарантии на приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, а также на получение служебного жилья или общежития. Члены семьи педагога, проживающие совместно в служебном жилом помещении, в случае смерти, гибели педагога не могут быть выселены в принудительном порядке при изъявлении ими желания выкупить служебное жилое помещение в частную собственность по остаточной стоимости. Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней предусмотрен для всех категорий педагогов. Одна из важных и долгожданных норм, которую собравшиеся на общественных слушаниях учителя восприняли с аплодисментами, – это выход на пенсию по достижении установленного пенсионного возраста при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Педагоги, имеющие 30-летний стаж профессиональной деятельности, получат право на назначение им пенсионных выплат по достижении 56 лет. Сами педагоги предлагали, чтобы срок выслуги составлял 25 лет. В законопроекте прописали норму о засчитывании стажа педагогической деятельности, так, у студента, обучающегося в педагогическом вузе, с первого курса засчитывается стаж. Он выходит на работу – у него уже четыре года стажа.
-Мы изучили опыт соседних стран, где сохранилась выслуга лет со времен СССР, и остановились единогласно на норме в 30 лет непрерывного педагогического стажа, – отметила С.Кабимолдаева.
Депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова выступила с обращением к педагогической общественности: – Президент РК Нурсултан Назарбаев отметил в своем Послании народу Казахстана, что закон «должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок, несвойственных функций». Все, о чем он сказал в Послании, а также желания каждого педагога МОН РК постаралось воплотить в данном законопроекте. Я впервые наблюдаю такой опыт: закон писался теми людьми, на которых он направлен! Вы сами пишете свой законопроект вместе с Министерством образования и науки. Это стоит большой поддержки, большого доброго слова, ведь именно вы все являетесь авторами закона «О статусе педагога». Вы будете работать по своему закону, который сами приняли и сами расписали буквально по пунктам. Мы сегодня видим, что предложения законопроекта улучшат и полностью изменят жизнь и воспитателей детсадов, и учителей школ, и преподавателей вузов. От педагога и того, как он воспитает тех ребят, которые приходят в детсады, школы и вузы, зависит будущее нашей страны. Глава государства в одном из своих последних Посланий сказал: «Обратите внимание на дошкольное образование, потому что там формируется фундамент и основа, а там очень низкие заработные платы…». Этот вопрос тоже учтен в данном законопроекте. Конечно, законопроект привлечет к рядам педагогов внимание многих людей и заставит нас всех в конкурентной борьбе работать лучше. Все мы будем стремиться к тому, чтобы улучшить свою работу, и уже не нужно будет говорить о том, что «я педагог, уважайте меня», педагога будут уважать уже за то, что он в данной профессии, потому что такой закон будет принят. Хочу поздравить всех с тем, что формируется такой закон. Когда он поступит к нам в Парламент, конечно, мы тоже будем над ним работать и ждать ваших предложений, вместе будем отрабатывать все, чтобы закон оказался максимально полезным для наших педагогов. Сегодня был поднят вопрос о пенсионном возрасте педагога. Ни для одной другой профессии этот вопрос не рассматривается. Первый, кто поднимает и решает вопрос о пенсионном возрасте на сегодняшний день, застройщик изменений и инноваций – Министерство образования и науки. Это достаточно сложно сделать: продумать, просчитать все возникающие финансовые вопросы и преференции. За это МОН большое спасибо. Также благодарю всех педагогов за понимание и еще раз призываю стать авторами своего закона.
Напомним, что проект Закона направлен через WhatsApp-рассылки во все чаты с целью ознакомления всех учителей с содержанием и возможностью прокомментировать и внести свои предложения. На сегодняшний день в средствах массовой информации, в социальных сетях, в педагогических коллективах активно идет обсуждение законопроекта. Для широкого обсуждения содержания будущего Закона на сайтах МОН РК edu.gov.kz и газеты «Білімді ел – Образованная страна» bilimdinews.kz открыты рубрики «Обсуждение проекта Закона «О статусе педагога». В указанной рубрике все желающие могут оставлять свои предложения в виде комментариев под текстом законопроекта.
Ранее данный законопроект также был обсужден в декабре 2018 года с педагогической общественностью города Алматы. 14 декабря 2018 года в Министерстве юстиции на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности были единогласно поддержаны всеми членами комиссии концепции законопроектов «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».
Махаббат СЫЗДЫКОВА