Учитывая тот факт, что дошкольник нередко впервые встречается с психологом лишь при поступлении в школу, можно предложить специальный тест для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Джеральдиной Чейпи, смогут сами приблизительно оценить уровень развития своих детей.
1.Владеет ли ребенок основными понятиями, например: левый-правый, большой-маленький, в-из?
2.Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3.Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4.Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5.Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
6.Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в банк, в магазин?
7.Был ли ребенок в библиотеке?
8.приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее, в деревне?
9.Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10.Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
11.Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12.Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13.Может ли ребенок объяснить для чего служат различные вещи?
14.Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15.В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16.Четко ли ребенок выговаривает слова?
17.Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
18.Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
19.Выглядит ли ребенок веселым (дома, среди друзей)?
20.Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21.Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, прейти к решению новой задачи?
22.Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
23.Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24.Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25.Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
26.Хорошо ли ребенок слышит?
27.Хорошо ли он видит?
28.Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29.Развита ли у него координация моторных навыков?
30.Выглядит ли ребенок бодрым, увлеченным?
31.Выглядит ли ребенок здоровым, сытым, отдохнувшим?
32.Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, не похожую на остальные?
33.Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например, б/п, кот/год?
34.Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35.Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
36.Спсобен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37.Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38.Может ли он самостоятельно сложить головоломку из 15 элементов?
39.Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
40.Может ли ребенок рифмовать слова?
41.В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42.Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43.Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
44.Возникает ли у ребенка посмотреть книги самостоятельно?
45.Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
46.Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
Этот выпуск стенгазеты, как и предыдущий, будет очень полезен родителям будущих первоклассников. Попробуйте сами проверить, готов ли ваш ребенок к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать психолог при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:
1.Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т. е. не показывая пальцем?
2.Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3.Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
4.Четко выговорить свое имя?
5.Запомнить свой адрес и номер телефона?
6.Писать карандашом на бумаге?
7.Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9.Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
10.Слушать и следовать полученным указаниям?
11.Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
12.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13.Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14.Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
16.Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
17.Ладить с другими детьми?