Как учителя, в Послании меня больше заинтересовал четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала. Президент отмечает, что система образования должна стать центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Надеюсь, это, наконец, сделает приоритетным в стандартах и программах образования развитие интеллектуальных умений учащихся, а не «пичканье» их огромным объемом фактов, зачастую абсолютно не нужных.
По поводу обучения некоторым предметам в 10 – 11-х классах на английском языке, Президент указывает на необходимость тщательного рассмотрения этого вопроса и принятия по нему разумного решения. Он признает, что уровень школ и учителей в городах и селах существенно различается, актуальна также проблема дефицита квалифицированных педагогов. Думается, наиболее разумным было бы решение больше внимания уделять изучению английского языка, как такового, а не изучению различных предметов на этом языке. Аналогично, по моему мнению, следовало бы поступить и с изучением предметов на казахском языке в русских школах и русском языке в казахских школах. Такой подход решал бы проблему приобщения к мировым знаниям и развития государственного языка без ущерба для качества образования основной массы учащихся, потеря которого неизбежна при обучении на неродном языке.
Учитель КГУ «Гимназия «БЭСТ» В.А. Кузурман